"В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу
все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом
посмеяться над всем” — такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь.
Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина,
комедия "Ревизор” отличалась масштабностью своего художественного обобщения и
объемностью проблематики. При помощи смеха, "который весь излетает из светлой
природы человека”, писатель с высоты творческого гения отразил "зло своего
времени”.
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный
образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков —
мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми порекаемый. Его презирает даже
собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не
способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он
глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота
и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему
кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется "из грязи
в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя
лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому.
Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности
заняты министры, как ведет себя и что пишет его "друг” Пушкин. Для него Пушкин
— тот же Хлестаков, но счастливее и удачливее. Интересно то, что и городничий,
и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими
жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже
кажется, что все дело в случае: повезло — и ты глава департамента. Никаких
личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь кого-то подсидеть.
Разница между ними и Хлестаковым только в том, что последний уж откровенно глуп
и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение
городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился.
Хитрость, продуманная ложь не провели бы на мякине внимательного городничего.
Недаром гордится Антон Антонович: "Тридцать лет живу на службе... мошенников
над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог
предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к
созидательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова,
делающая его героем "миражной” интриги. Внутренняя пустота делает его поведение
совершенно непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, "как
получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и
он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он
прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков
забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль
важного господина. Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн,
исследователь творчества Гоголя: "Он, как вода, принимает форму любого сосуда.
У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики
легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.
Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное
вранье его, по сути, глубоко соответствует времени принципиального алогизма.
Хлестаков — фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую
эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки того
времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые
человеческие качества.
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины.
Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты
присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные
воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией тому служат мечты
городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна
Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую
унижают их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует
картину: "...Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде...
Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что
представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном
совпадают. Ведь хлестаковские "тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не
отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего "поскачут
везде”. И главное, Сквозник-Дмухановскии так же рад выдвинуться над мелкой
сошкой и городничим, представив себя генералом.
Образ Хлестакова явился гениальным художественным
обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что
он представляет собой нерасторжимое единство "значительности” и ничтожества,
грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков — это концентрация черт
эпохи в одном человеке. Вот почему жизнь эпохи отразилась в "Ревизоре” с
огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами,
которые позволяют яснее понять социальные явления того времени.