Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край,
"где люди вольны, как орлы”. Кавказ называли "Тёплой Сибирью”; туда в
действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде
побывать в "настоящем деле”, туда стремились и как в экзотическую страну чудес.
С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившиеся в
борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры
М.Лермонтов и Л.Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях,
а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую
красоту горянок, легенды и сказания аулов.
В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для
русских "заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии” с лёгкой руки
А.С.Пушкина. В его стихотворении "Обвал” с необычайной силой и поэтичностью
изображена могучая и дикая природа:
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Своему другу Н.Раевскому Пушкин посвятил поэму
"Кавказский пленник”. Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: "Забуду ли его
кремнистые вершины, Гремучие ключи, увядшие равнины...”. В этой романтической
поэме противопоставлены разочарованное "дитя цивилизации” — русский, "европеец”
и ..., дитя природы, "дева гор”, живущая естественной жизнью, воплощение любви
и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния
России и Кавказа, тему, которая, видимо, никогда не будет исчерпана.
Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество
М.Ю.Лермонтова, которого в своё время поразила поэма "Кавказский пленник”.
Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая
страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
И хладен блеск его очей... ...Чувства, страсти, В очах
навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце...
Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его
детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в
величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал
рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма "Беглец”, например,
выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в
разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для
черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С
презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать.
И когда на утро "удар кинжала пресёк несчастного позор”, мать его лишь "хладно
отвернула взор”.
Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри,
предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт...
Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край,
достойный его судьбы и страсти:
Прекрасен ты, суровый край свободы!
И вы, престолы вечные природы.
Наконец, сам поэт в стихотворении "Кавказ” восклицает:
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ!
"КАВКАЗ", стих, раннего Л. (1830?). Одно из первых обращений к теме образам Кавказа (наряду с "Грузинской песней" и "Черкешенкой"). Стих, отличается особо нежным лиризмом: воспоминание о величии и красоте кавк. пейзажа переплетается здесь с сокровенными переживаниями поэта — воспоминанием о матери ("В младенческих летах я мать потерял./Но мнилось, что в розовый вечера час/Та степь повторяла мне памятный глас...") и воспоминанием о первой отроческой любви ("Там видел я пару божественных глаз..."). Искусное развертывание этих трех поэтич. тем позволило Л. "отразить" свое, близкое к жизни объективного мира природы, восприятие, напряженное переживание к-ро-го, в свою очередь, становится глубоко личным фактом духовной биографии поэта. Комментарием к автобио-графпч. мотивам стих, могут служить две записи, сделанные летом того же'1830: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать" (VI, 386). (В черновом варианте стих, тема матери начиналась в 1-й строфе и далее ей посвящалась полностью 2-я строфа.) Др. запись перекликается со строками о первой любви Л.: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были ...на водах кавказских. Проникновенный лиризм стихотворения поддерживается семантикой его жанровой формы, которой Лермонтов придал черты песни, замедленный ритм, напевную интонацию.
Произведение «Кавказ» написано М.Ю. Лермонтовым в 1830 году. Автор придал стихотворению черты песни, замедленный ритм, напевную интонацию. Это одно из первых обращений к кавказской теме.
Впервые Лермонтов посетил этот край еще в детские годы. «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз », - писал М. Ю. Лермонтов о горах Кавказа. Южная природа стала для поэта олицетворением его родины, она навевала ему воспоминания о детстве, милый сердцу образ матери:
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
В ущельях гор Кавказа молодой поэт был по-настоящему счастлив, именно там его сердце наполнялось самыми сильными и глубокими чувствами. И потому, покинув прекрасные места, он не раз еще вспоминал дорогие сердцу образы:
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Поэт убежден, что именно в общении с природой Кавказа, в окружении величественных гор и бескрайних степей формируется особый, гордый и вольный характер человека.