Святые Евангелисты
Известно, что наши евангельские повествования носят название Четвероевангелия, ибо записаны они Апостолами и евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном.
Первые три из них именуются синоптиками, т. е. вместе смотрящими, и представляюсь собою первую группу, вторую группу представляет собою святой Иоанн Богослов.
Синоптики повествуют о Господе Иисусе Христе, как о Сыне человеческом. Св. Иоанн проповедует о Нем, как о Сыне Божием.
Отсюда и символика евангелистов.
Святой Матфей изображается с Ангелом, с прилетевшим с неба человеком.
Святой Марк со львом, как проповедник царственного служения Спасителя.
Святой Лука с тельцом (жертвенным животным), как особенно подчеркивающий первосвященническое служение Богочеловека.
И, наконец, святой Иоанн, подобно орлу парящий в облаках боговедения.
Каждый евангелист в своих писаниях пишет об одном — о земном подвиге Жизнодавца-Христа, но каждый сохраняет и свою индивидуальность, форму и особенности своего изложения.
Святой Матфей написал свое Евангелие для иудеев. Поэтому повествование его изобилует ветхозаветными справками — указаниями на то, что Христос Спаситель есть тот Самый Мессия, которого ожидал ветхозаветный мир.
Евангелист Марк — самый краткий из евангелистов, выявляет Спасителя, как Царя вселенной, подчеркивает те моменты из жизни Его, где особенно проявлялось царственное Его достоинство.
Евангелист Лука — спутник Апостола Павла. Излюбленная идея его — идея покаяния. Только он один сохранил притчу о блудном сыне и беспримерный пример силы покаяния и милости Божией — раскаяние благоразумного разбойника.
Евангелист Иоанн — евангелист богослов. Он написал свое евангелие позже первых трех евангелистов. Писания святого Иоанна носят возвышенный характер. В них Сын Божий встает пред нами, как Бог Слово, как Вторая Ипостась (что есть, конечно, и у других евангелистов).
Четыре Евангелиста начертывают пред нами икону Богочеловека.
Писания их боговдохновенны, но личность писателя и особенности его не подавлены.
Евангелие — благая весть.