Наш опрос |
Ваш возраст?
Всего ответов: 439
|
Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0
|
|
Образ Маши Мироновой
В повести "Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой
излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является
Гринев. Также от лица вымышленного автора написаны, например, "Повести Белкина”
и "История села Горюхина”. А. С. Пушкин создает вполне определенный образ
повествователя — поместного дворянина. Детство его проходит в деревне, растет
он недорослем, затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то
время он возвращается в родовое поместье и решает заняться сочинительством.
Примерно так же выглядит история рассказчика "Капитанской дочки”; линия "автор
— повествователь — герой” здесь прослеживается довольно четко.
Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он
смотрит из середины XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о
себе в молодости. Таким образом, до читателя доходит многомерная историческая
картинка, сложная, как сама жизнь.
А. С. Пушкина, безусловно, очень волновала тема
восстаний в России, как крестьянских бунтов, так и таких, как события декабря
1825 года, в которых принимали участие его близкие друзья. Раздумья над этим
обратили мысль автора к драматическим событиям истории, и он пишет очерк
"История Пугачева”. Но как художник, А. С. Пушкин не смог полностью выразить
себя в историческом труде, и у него возник замысел художественного произведения
о пугачевском восстании. Герои "Капитанской дочки”, со своими обычными
человеческими судьбами, оказываются в самом центре исторических событий. Мы
читаем о далеком даже для А. С. Пушкина XVIII веке, но благодаря тому, что
повествование ведется от первого лица, все описанное близко и понятно нам. Мы
не смотрим со стороны, а вместе с молодым Гриневым участвуем в событиях его
жизни. Предводитель крестьянского бунта, кровавый, не знающий жалости злодей
предстает перед нами живым человеком, с достоинствами и недостатками, —
благодаря Гриневу.
Юный Петруша Гринев — герой "Капитанской дочки”, он еще
не умеет оценивать события, непосредственным участником которых становится. Он
просто живет и чувствует и поступает так, как велит ему совесть.
Обезоруживающая честность не раз спасает ему жизнь. Эта же честность — залог
особого доверия читателя ко всему, о чем рассказывает Гринев.
Мы не можем сопоставлять Л. Гринева с А. Пушкиным ни по
уму (вспомним его рассказ о жизни в родительском доме до армии), ни по душевным
качествам (богатство и многогранность духовного мира поэта не вызывают
сомнений, чего не скажешь о Гриневе), но в понятии чести и долга их мнения
совпадают. Дворянин, не считающий для себя возможным изменить присяге и перейти
на сторону восставших, — это мог быть и Пушкин. Не случайно подлость
проявляется в каждом слове и поступке дворянина-предателя Швабрина: и в его
отношении к Маше, и на дуэли, и после ареста.
А. С. Пушкин под видом издателя пишет, что единственное
дополнение его к рукописи Гринева — это эпиграфы. Таким образом, только в
эпиграфах автор напрямую выражает свою позицию. Первый и главный из них —
"Береги честь смолоду”. Проблема чести — одна из главных в "Капитанской дочке”.
Положительные герои те, кто "берег честь смолоду”: Гринев, Маша, семья
Мироновых и т. д. К ним же в некоторой степени можно отнести и Пугачева. По
крайней мере, в отношении Гринева он поступил честно.
Повествователь в "Капитанской дочке” — это тот же
Гринев, но уже в старости. Он смотрит на себя со стороны, посмеивается над
ошибками молодости, над своей неопытностью, но он и гордится тем, что не
потерял своего дворянского достоинства, основные жизненные принципы его сформировались
уже тогда и остались неизменны. В отличие от молодого Петруши, все мысли
которого были заняты любимой девушкой, Гринев-повествователь дает оценку и
историческим событиям. Это именно он говорит: "Не приведи Бог видеть русский
бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные
перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые,
коим чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка...”
Итак, в самом центре решающих событий истории находится
средний, гораздо более заурядный человек, чем сам Пушкин, тем не менее им же
выбранный. Рассказ искреннего и открытого Гринева рисует объективную картину
происходящего, не подает поводов для подозрений в каком-либо "умничаньи”
(кстати, любимое его слово). Язык Гринева-повествователя прост и доступен, без
затей. Пушкин-поэт мог использовать описание бурана как аллегорию крестьянского
восстания: "Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!” Гринев же просто
описывает метель, благодаря которой он познакомился с Пугачевым.
"Капитанская дочка” — повесть не просто о народном
восстании, а об общечеловеческих проблемах. Нигде в повести мы не встретим
описания угнетенного народа, наоборот, например, Савельич бескорыстно любит
своих хозяев и предан им. И все же "Капитанская дочка” — глубоко народное
произведение, даже общенародное, примиряющее все сословия. Почти все эпиграфы к
главам взяты из народных песен. Их слова становятся выражением чувств
героя-дворянина. Пушкин говорит нам, что жизнь сложнее любых схем, что
для объединения людей недостаточно их принадлежности к
одному сословию. Гриневу намного более симпатичен Пугачев, чем Швабрин — такой
же, как он, офицер. Каждый герой повести — не просто представитель своего
сословия, но самостоятельная личность: и Савельич, и Пугачев, и императрица.
Пугачев — представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за
ним, он вождь и понимает, что одинок и рано или поздно его предадут. Обсуждая
калмыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную
позицию. Пугачев не может жить иначе, для него бунт — смысл жизни, для Гринева
же — "жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину”. Герои не сходятся в
определении основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу.
В повести относительно мало описаний кровопролития,
всем и так хорошо известна жестокость крестьянской войны. Но там, где такие
сцены есть, в них изображены страдания обеих сторон — это и башкирец с
изуродованным лицом, и смерть четы Мироновых. Снова А. С. Пушкин разрушает
любые схемы и главным измерением сюжета делает такое человеческое качество, как
сострадательность, обычная доброта. Вспомним, как впервые в повести появляются
Пугачев и императрица — словно два полюса. Герои встречаются с ними как с обыкновенными
людьми, и лишь затем выясняется, что оба они наделены властью. Милосердие же
проявляют лишь к тем, кому лично симпатизируют. Избирательно.
В "Капитанской дочке” много сказочного. Здесь
отразилась мечта поэта о возможности устройства такого мира, где все зиждется
на добрых и мудрых человеческих отношениях; герой и повествователь помогают
внушить именно эту мысль читателю.
"Капитанская дочка” — исторический роман, написанный в форме
мемуаров. В нем автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему
Пушкин обращается к истории восстания Пугачева? Дело в том, что эта тема долгое
время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею,
или, если и занимались, то показывали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес
к теме крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева. Он сам едет в
Оренбургскую губернию, расспрашивает оставшихся в живых очевидцев и участников
бунта, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым
историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Его трактат
"История пугачевского бунта” воспринимался современниками как научный труд.
Если "История пугачевского бунта” — историческое
сочинение, то "Капитанская дочка” написана совсем в другом жанре. Это
историческая повесть. Главный принцип, которому Пушкин следует, создавая свое
произведение, — это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало
развитие реальных событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с
историческими лицами. В каждом эпизоде "Капитанской дочки” можно провести
параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.
Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его
исторической зоркости. В XVIII веке, действительно, можно было бы подобным
образом описать пугачевщину в воспоминаниях, для внуков.
Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве
мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в
событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не
может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят
его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. С другой
стороны, Гринев — офицер, призванный присягой усмирять бунт. И мы видим, что он
действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На
предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает твердым
отказом, так как присягал государыне-императрице.
В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал
дворянина. Дворянин по своему социальному происхождению, Гринев отвергает
восстание "как бессмысленный и беспощадный бунт”, кровопролитие.
Петр Гринев последовательно повествует нам не только о
кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о
справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке,
своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза
щадил и миловал его Пугачев. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о
пощаде, — говорит Гринев,— данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и
об избавлении моей невесты...”
Образ Гринева показан "в двух измерениях”: Гринев —
юноша, недоросль и Гринев — старик. Между ними существует некоторое различие в
убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично
рассказывает Гринев о своем детстве; говоря о бегстве из осажденного Оренбурга,
появляется интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная
форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это
была удивительная художественная находка.
Значительное место в романе занимает и антипод Гринева,
его враг-друг Емельян Пугачев. Их первая встреча происходит в главе "Вожатый”,
в следующий раз Пугачев — уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость
расправы в Белогорской крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения.
Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это
проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает
Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: "Казнить так казнить,
жаловать так жаловать”.
В заключение хотелось бы остановиться еще на одном
герое этого чудесного произведения, на образе самого автора, который
присутствует в романе незримо, как бы все время наблюдая за событиями и
поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за
него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о
восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед
революцией: "Не приведи Бог видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный!”
Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так, как
нужно автору.
Сам факт выбора рассказчика — большая заслуга писателя.
В этом состоит оригинальность романа "Капитанская дочка”. Пушкин сумел донести
до нас много интересных деталей из истории восстания Пугачева.
|
Календарь | « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Кликни | |
|